Ведущие специалисты в области строительных материалов разработали отличную альтернативу стальной арматуре – стеклопластиковую. Ее преимущество заключается в небольшом весе и цене, а также в стойкости к коррозии, долговечность. Такая арматура может служить 80 лет и более.

Уникальность строительных характеристик позволила применять ее для строительства такими ведущими странами как США, Канада, Англия, Япония, Германия, Россия, Индия.

В настоящее время можно выделить два направления развития изготовления композитной арматуры за рубежом: использование двухслойной арматуры с сердечником из композита, армированного непрерывными волокнами, и внешней оболочки, армированной рубленым волокнистым наполнителем, а также разработку изготовления арматуры с использованием термопластичной полимерной матрицы.

Первая разработка университета штата Орегон представляла собой композитную арматуру полую внутри. Полый сердечник был выполнен из термоактивной армированной смолы, внешняя оболочка – армирована рублеными волокнами. Вторая разработка компании Plasticomp LLC воплотила технологию изготовления композитной арматуры с термопластичной матрицей. Преимуществами такой арматуры является ударопрочность и стойкость к образованию трещин, возможность придания необходимой формы прутам. Такие материалы имеют большое преимущество перед классическими, в области строительства объектов инфраструктуры, в том числе, строительства мостов. Эстакады, мосты и путепроводы, сооружения сложные по своей конструкции и высокотребовательные по надежности и долговечности.

В Северной Америке и Европе активно ведется работа по внедрению стеклопластиковых композитных материалов в строительстве мостов. Такие мосты возводятся более 15 лет, увеличивается и объем строительства таких мостов. Класс мостов также меняется от пешеходных к автомобильным длиной до 20 м.

В зарубежных странах при мостостроении стеклопластиковую арматуру используют в мостовых настилах и пешеходных мостах, ведутся разработки по внедрению этих материалов в создание вантовых тросов. А также их включение в несущие конструкции при строительстве быстровозводимых мостов.

В Англии мостовые настилы делятся по способу установки на укладываемые на опоры моста или на продольные балки. По своей структуре они могут быть многоячеистые или сэндвич-панели. В настилах используют намотку или полтрузию.

В США стоимость композитных настилов довольно высока. Существуют сложности в разработке эффективных креплений «панель—панель», «панель-продольная балка».

Также в Соединенных Штатах отсутствует полноценный стандарт и руководство по проектированию с использованием указанных материалов.

Особого внимания заслуживают разработки по использованию «умных» композитов, интегрированию детекторов деформированного состояния конструкции. Китай значительно отстает в этой области от США в плане разработки нормативно-технической документации на выпуск и внедрение стеклопластиковой арматуры.

Повышеный интерес к этому материалу стимулирует дальнейший рост активности работ по разработкам и применению конкурентноспособных композитных материалов.